Эпоха интернета принесла нам потрясающие новые возможности, особенно — в сфере коммуникаций. С недавних пор обрело популярность такое понятие как social networking. Оно подразумевает веб-порталы, ориентированные на то, чтобы помочь людям открыть себя друг другу. Это достигается путем создания сетевых сообществ, в рамках которых пользователи могут свободно обмениваться мыслями, формировать дружественные отношения на базе родства интересов. Современные сетевые сообщества также располагают инструментарием, способствующим духовному и профессиональному росту личности.

Подход social networking заимствован из реальной жизни. Все мы, чаще всего, обретаем новых друзей с помощью старых. Также и в сетевых сообществах. Познакомившись с кем-либо, у нас появляется возможность знакомиться с его друзьями. Таким образом, сеть ваших друзей может расти в геометрической прогрессии. Если первоначальные персоны в списке ваших друзей действительно близки вам по интересам, то можно ожидать самостоятельного и доброкачественного роста вашей сети друзей.

Сетевые сообщества, построенные на принципах social networking, сегодня можно разделить на две основные группы: сообщества общего характера и профессиональные бизнес сообщества.

Сообщества общего характера
MySpace Популярный проект класса social networking. Имеет наиболее дружественный интерфейс и широкий диапазон пользовательских сервисов.
Friendster Наиболее многочисленное сообщество. Позволяет вести фотоальбомы, дневники, создавать сети друзей. Имеется возможность создания совместных файловых архивов и широковещательных сообщений в рамках сети друзей.
Hi5 Проект предоставляет все базовые функции social networking, однако чаще всего используется участниками как служба знакомств.
MeetUp Проект ориентирован на организацию групп пользователей по интересам с целью их дальнейших реальных встреч.
Orkut Закрытое сообщество от Google, для вступление потребуется приглашение от одного из его участников.
Yahoo! 360 Решение от Yahoo, позволяющее пользователям представить самого себя и найти себе подобных. Имеется интеграция с популярными сторонними сервисами, такими как Yahoo Groups и Flickr.com
MSN Spaces Сообщество MSN. Имеет удобный интерфейс администрирования личного пространства и, что следовало ожидать, интеграцию с одноименным пейджером мгновенных сообщений.
AOL Hometown Сообщество пользователей AOL. Позволяет создать собственную веб-страницу, оформить ее и сообщить о ней потенциальным друзьям.
Whoat Специфичный проект, позволяющий найти коммуникации с незнакомыми людьми, расположенными недалеко от тебя. Достаточно сообщить системе, где ты находишься, и она постарается тебя «свети» с пользователями, кто невдалеке от твоего мобильного телефона, PDA, компьютера.
SMS.ac Сообщество «мобильных» пользователей. Проект позволяет создать свое персональное интернет-пространство, доступное с мобильного телефона. В рамках пространства предлагаются базовые возможности social networking.
Closed Society Закрытое сообщество, для вступления требуется приглашение.

Профессиональные бизнес сообщества
LinkedIn Самое известное профессиональное сообщество. Проект оптимален для поиска работы, поиска профессионалов в определенных областях, организации контактов с прочими специалистами.
eAcademy Сообщество профессионалов в различных сферах бизнеса. Участие платное.
openBC Этот проект иногда называют европейской версией LinkedIn. OpenBC значительно уступает LinkedIn по численности участников. Тем не менее, OpenBC предоставляет пользователю возможность работы в интерфейсе на родном языке и широкий ассортимент различных сервисов.
Spoke Платный проект, призванный помочь пользователям в их поиске новых бизнес перспектив.
Ryze Проект предлагает все базовые возможности для social networking и часто используется как сообщество общего характера.
Ziggs Проект позволяет заводить пользовательские профили, которые в дальнейшем будут автоматически индексированы в поисковых системах. Для нахождения бизнес контактов используется интерфейс типичный для поисковых систем.
ZeroDegrees Сервис, призванный связать вас с влиятельными людьми, которые помогут вашей карьере и бизнесу.
tribe.net Проект имеет черты, как сообщества общего характера, так и профессионального сообщества. В настоящее время Tribe чаще используется для социальных целей. Например, если вы переехали в новый город, Tribe позволит вам разузнать о жилье, ресторанах, концертах и прочее.

Пионером сообществ общего характера можно назвать легендарных проект LiveJournal.com. Вероятно, до сих пор он является самой активной системой блогов. В последнее время наибольшую популярность приобрело сообщество MySpace.com. Именно это сообщество запрашивалось пользователями Google более, чем что-либо еще в 2005 году. В составе данного сообщества более 47 миллионов пользователей. За ним следует предыдущий лидер Friendster.com (21 млн).

Как же удалось MySpace.com оказаться в лидерах? Очевиден ответ — широкий ассортимент бесплатных сервисов. Помимо базовых возможностей для систем подобного рода, таких как создание личной страницы, ведение комментируемых блогов и фотоальбомов, внутренняя почта, MySpace предлагает широкие возможности классификации пользовательских страниц, создание микросообществ по интересам, ранжирование пользователей, ведение форумов, освещение локальных событий, совместное участие в играх и даже создание музыкальных online альбомов для авторов песен.

Конечно, крупнейшие игроки не могли оставить без внимания столь «аппетитный кусок» интернет-рынка. И как следствие сейчас существуют решения по social networking от Microsoft (spaces.msn.com), Yahoo (360.yahoo.com), Google (orkut.com) и AOL (hometown.aol.com). Во многом они все похожи друг на друга. Но можно выделить беспрецедентно удобный интерфейс управления фотоальбомом в MSN Spaces. Хотя с другой стороны, в этой системе адреса страниц фотоальбома больше походят на технический мусор, и обмениваться ими крайне затруднительно. Вероятно, в Yahoo учли этот опыт Microsoft и добавили возможность синхронизации фотоальбомов с наиболее популярной на сегодня системой ведения фотоальбомов Flickr.com.

Итак, если наша цель найти новые контакты для общения по интересам, она может быть скоро достигнута с помощью упомянутых сообществ. Но если мы ищем бизнес контакты, то едва ли нам смогут помочь social networking сообщества общего характера. Среди бизнес ориентированных сообществ одним из первых обрело популярность LinkedIn.Com. Этот проект популярен и сегодня. С его помощью можно создать подробный личный профиль и затем предложить бывшим и нынешним руководителям, сослуживцам, представленным в данной сети, поместить их рекомендации к этапам вашего трудового стажа. Это поможет набрать «дополнительные очки» при попытках получения престижных бизнес контактов.

Любое сообщество ценно в первую очередь своим содержанием. Чем больше потенциально востребованных вами участников сообщества, тем оно интереснее вам. В этом плане следует отметить профессиональное сообщество Ecademy.com. Однако за качество почти всегда принято платить и полноценное участие в Ecademy.com стоит денег. Стоит также обратить внимание на развивающееся сообщество Ziggs.com. Разработчики Ziggs.com сфокусировали свои усилия на том, что бы пользователи системы могли представить себя и найти требуемые контакты с той же легкостью, с которой они ищут документы в поисковой системе. В результате ныне в Ziggs.com зарегистрировано более 3 млн профессионалов из более чем 90 тыс компаний.

Стоит посвятить несколько слов и Plaxo.com. Это специфичный проект, который вырос из сервиса электронной «визитницы» и в настоящий момент содержит порядка 5 млн визитных карточек. В рамках проекта имеется настольная программа, расширяющая интерфейс вашего почтового клиента новыми возможностями. К примеру, вы можете автоматически получать уведомления о различных событиях от ваших друзей.

В завершение имеет смысл сказать следующее. Не стоит ожидать, что если вы опубликуете профиль (пусть даже интересный!) в одном из сетевых сообществ, вы обретете множество новых друзей. В интернете, как и в жизни, для того, чтобы найти друзей, требуется проявлять должную активность. Указанные проекты помогут вам найти близких по духу или в профессиональном плане людей, но заинтересовать их уже ваша задача.

CMSDevelopment.com

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.