Купить компьютер – дело нехитрое. Продавцы живо подберут полюбившуюся модель.Найти компьютеру достойное применение гораздо сложнее. Согласно опубликованномуна днях отчету компании IDC в прошлом году в России предприятия и ведомства потратили830 миллионов долларов на IT-консалтинг (консультации по
опросам использованияв бизнесе информационных технологий). Аналитики IDC отмечают, что сегодня в Россиикорпорации осознали необходимость найма сторонних компьютерных “советчиков”.И доминируют на этом рынке столичные компании, говорят эксперты.

Московский офис международной исследовательской компании IDC на прошлой неделеопубликовал отчет о состоянии российского рынка IT-консалтинга в 2001 году. “Этопервое столь серьезное исследование российского рынка, мы склонны опираться наприведенные в нем цифры”, – заявила “Известиям” директор по маркетингу группыкомпаний R-Style Елена Кузнецова. Аналитик IDC по рынку ИТ-услуг Дмитрий Кожевниковсказал “Известиям”, что в исследовании оценивается место на рынке в том числекомпаний, работающих с госструктурами и традиционно не афиширующих результатысвоей деятельности. За рамками остались государственные организации, обслуживающиетолько государственные заказы, такие, как ФГУП НИИ “Восход”, – как структура,по словам аналитика, аффилированная с заказчиком (государством. – Ред.).

В прошлом году, по данным IDC, объем рынка вырос на 31%. “2001 год был в высшейстепени успешным годом для всего российского IT-бизнеса, – сказал “Известиям”гендиректор компании Croc Борис Бобровников, – и в первую очередь рос рынок услуг”.На долю тройки лидеров – российских фирм Croc, IBS и R-Style (в алфавитном порядке)- пришлось чуть менее 10% всего 830-миллионного рынка. По словам эксперта IDC,на рынке нет явного фаворита, а “группа лидеров идет плотно, с разницей по доходамв несколько процентов”.

“Состояние рынка услуг по-прежнему определяют крупные проекты в основном в банковскихструктурах и добывающих отраслях”, отмечают эксперты IDC, но “распределение услугпо отраслям стало более равномерным”. “Большая часть денег распределяется в Москве,- говорит Дмитрий Кожевников, – и центральные компании получают преимущества”.При этом, говорит аналитик, “немногие центральные компании имеют хорошие представительствав регионах, и практически все сотрудничают с местными игроками”. Столичным компаниямобычно доверяют высокосложные разовые проекты, а регионалам достается обслуживаниекомпьютерных систем.

В прошлом году самой востребованной среди корпоративных заказчиков услугой быласистемная интеграция (в том числе проектирование и построение компьютерных сетей),на которую потратили около трети всех прошлогодних расходов на информационныетехнологии. Еще четверть пришлась на разработку, в том числе с нуля, информационныхсистем (по обмену финансовой, маркетинговой, инженерной, кадровой информацией).Вице-президент IBS Сергей Меркулов считает, что “в течение последних лет происходитэволюция ИТ-рынка – от продажи оборудования и ПО, через услуги по его запускуи поддержке к управлению ИТ как активом компании к услугам по улучшению операционнойдеятельности предприятий”.

“Главная особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что заказчики все большееосознают самостоятельную стоимость услуг, – отмечается в отчете IDC, – они начинаютплатить за услуги как за самостоятельный продукт”.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.