Никогда раньше безобразие не воспринималось так хорошо. В современном веб-дизайне наметилась тенденция, которая заставляет воспринимать безобразные сайты убедительно и весомо. Я потратил несколько дней на изучение этого феномена.


Поразил меня не жирный шрифт Times New Roman 18 размера, кр
чащий со страницы. Ни при чем здесь и дикие сочетания цветов, которые заставляют глаза вылезать из орбит. Оставим в покое и логотипы, которые стали настолько размытыми и искаженными после многочисленных преобразований и сохранений, что узнать компанию-владельца сайта становится крайне проблематично. Так какой же безобразности решил я спеть свою оду?


Безобразность работает


Это действительно так – безобразные сайты довольно эффективно помогают зарабатывать. Я ставлю интересы бизнеса выше требований технических спецификаций, поэтому любой вебсайт, приносящий доход, привлекает мое внимание.


Рыба здесь есть


Недавно меня поразил пример того, насколько эффективным может быть безобразный вебсайт. Я просматривал какие-то интернет-новости и наткнулся на рассказ о Рыбном месте. Довольно незамысловатый вебсайт, который предлагает бесплатную онлайновую службу знакомств, напоминающую Match.com (но без платы за подписку). Ничего особенного, сайт показался даже слишком безобразным.


Что заставило меня (и других, я в этом даже не сомневаюсь) остановить внимание на сайте – это заявленный уровень доходов. Сообщалось, что этот вебсайт приносит более 10000$ через AdSense – за один только день. Да, никакой опечатки здесь нет. Несложно подсчитать, что это 300 000$ в месяц и почти миллион долларов всего лишь за квартал.


Пример “Рыбного места” заставил меня задуматься, почему безобразные сайты могут быть успешными. Стоило оглянуться вокруг, и я обнаружил, что этот сайт далеко не одинок. Ebay невероятно ужасен. Craigslist никогда не завоевывал наград в области передового дизайна. А IMDB даже не удосужился сменить дефолтный Times New Roman. В чем секрет безобразных вебсайтов, который делает их успешными?


Способность вызывать доверие


Не так давно я написал статью “Контроль за взглядом пользователя”. Суть статьи в том, что у вас есть всего секунда для того, чтобы передать вашему посетителю маркетинговое послание. Причем на эффективность вашего послания влияет множество параметров, от выбора шрифтов и цветовой гаммы, до навигации и оформления.


При написании статьи, я представлял себе прекрасный вебсайт, замешанный на CSS и прочих передовых достижениях. Сама мысль, что несуразный вебсайт может служить средой для передачи позитивной информации, даже не приходила мне в голову. Но давайте посмотрим правде в глаза: безобразным вебсайтам вполне под силу донести до пользователя совершенное маркетинговое послание. Что подразумевается под этим посланием?


“Нам можно доверять. Мы представляем собой семейный бизнес, и не можем позволить себе содержать команду маркетологов. Наш вебсайт прост, но функционален. Мы стремимся, в первую очередь, удовлетворить нужды наших клиентов, а не освоить HTML.”


Интернет-профессионалы частенько забывают о том, что значительная часть пользователей, по сути, опасается Интернета. Несмотря на то, что объемы покупок онлайн растут, большинство людей все еще озабочены вопросами безопасности онлайн и безликой сущности Сети. Многие не знают, как эффективно передвигаться по Сети, и пользуются только теми инструментами, которые были предустановлены на компьютере при его покупке.


И это главная причина продаваемости безобразных сайтов. Отсутствие профессионализма и лоска ведет к ощущению того, что ты общаешься с реальным человеком. Вебсайтам нельзя доверять, однако реальным людям доверять можно.


Функциональность превыше формы


Правильность этой теории подтверждается многими примерами. Однако успех безобразных вебсайтов заключается не только в способности вызывать доверие. Большинство из упомянутых сайтов объединяет одна черта, которая наверняка повлияла на их успех – пользоваться ими крайне просто.


Google, пожалуй, может служить наиболее ярким примером того, насколько успешным оказывается фокусировка на функциональности. Когда запускался Google, все основные поисковые системы находились в процессе трансформации в крупные порталы, предлагающие пользователю все, что он пожелает, и даже больше. Google же сделал свой сайт до смешного простым. У него была одна цель – искать в Сети. Ничего больше не отвлекало вас от этой задачи. Не помешало, конечно, что Google оказался в состоянии предоставлять релевантные результаты, но простота в использовании стала ключевым ключом к победе.


Одной из основных причин успеха сайтов, подобных Drudge Report и Craigslist, тоже стала их функциональность.Drudge Report – это крайне простой сайт, который, по сути, является коллекцией ссылок на новостные статьи. Зачастую Drudge Report даже не ставит ссылки на собственный контент. На одной простой странице пользователю предлагается интересная коллекция ссылок на различные новости, Craigslist тоже может похвастаться простотой. Вебсайт легко просматривать, несложно оставить собственный постинг, и пользоваться им тоже легко. Вот поэтому он и вырос.


Ключевое слово здесь “простота”. Прекрасный вебсайт может привлечь пользователя, но простой сайт заставит его возвращаться снова и снова. Если кто-то из посетителей потеряется при навигации по вашему сайту, или не сможет разобратся в вашем магазине, или просто не доберется до вашей контактной информации, то шансы велики, что потенциальный клиент просто пойдет дальше.


Безобразность – это вариант, но не обязательное требование


Пусть безобразные сайты зачастую более просты в использовании и могут обеспечить доверительную атмосферу, однако не стоит принимать это за аксиому и стараться применить ко всем сайтам. Более того, подавляющее большинство сайтов могут быть улучшены добавлением форматирования и выполнением основных принципов хорошего дизайна сайта.


При создании сайта, нужно не упускать из виду два основных правила:


Какой тип послания найдет отклик у моих пользователей?


Просто ли пользоваться сайтом?


Для ответа на первый вопрос вам нужно понять, какую группу пользователей вы собираетесь привлечь. Возможно, ваши посетители уверенно чувствуют себя в Сети, и поэтому ожидают встретить добротно сделанный сайт? А может быть вашим посетителям не по себе от безликой природы Сети, и они будут рады незамысловатому сайту, которым легко пользоваться? Боятся ли они пользоваться онлайн-платежами, или предпочитают удобства онлайн-процессинга?


Второй вопрос – это правило, которое нужно применять к каждому вебсайту: функциональность важнее, чем дизайн. Это отнюдь не означает, что прекрасный вебсайт не может быть легким в использовании. Это значит лишь то, что вы никогда не должны жертвовать функциональностью в пользу прикольных дизайнерских эффектов или более эффектного внешнего оформления.


Востребовано не только безобразие


Для владельцев вебсайтов вполне естественна забота о дизайне сайта. Мы хотим предоставить наш бизнес в лучшем свете, и по мере ознакомления с веб-технологиями и дизайнерскими новшествами, очень заманчиво сконцентрироваться исключительно на дизайне сайта. В погоне за идеальным внешним представлением, легко упустить из виду послание, которое сайт должен содержать.


О чем не следует забывать – вебсайты делаются для того, чтобы ими пользовались – для чтения, сетевого общения, покупок и т.д. Вебсайты, как и все остальные маркетинговые инструменты, должны вызывать у посетителей доверие. Дизайн должен это учитывать.


Найдите время, и посмотрите еще раз на ваш вебсайт. Действительно ли легко им пользоваться? Не пострадала ли функциональность при погоне за внешним видом? Может быть, при более простых дизайнерских решениях сайт станет более эффективным?

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.